Длительная глубинная личностная психотрансформация

Приглашаю вас расслабиться и представить себе дом – любой, какой всплывает в воображении.

Опишите, обратите внимание, какой дом у вас получился? Есть ли у него забор? А калитка? Насколько чисто и уютно вокруг? Достаточно ли пространства, природы или все «залито в рафинированный бетон»?

Сколько в вашем доме этажей? Сколько комнат? Что внутри дома: благополучие и гармония или разбитые стены, протекающая крыша, горы мусора и потеки каких то едких и горючих мрачных жидкостей?

Хорошо бы конечно было, если бы вы сейчас зарисовали то, что появилось в вашем воображении. Или, хотя бы, нашли в интернете похожие картинки и составили коллаж того реального дома, что вы увидели.

Для тех, кто на слова «представьте» и «что ты видишь, опиши» впадают в печаль, тоску и легкую злость у меня есть пара удачных отмычек.

Просто визуальный канал у вас точно не входит в ведущие!

И, значит, лично для вас нужен другой путь создания образа чего-либо.

Поэтому, попробуйте:

Как пахнет в доме, который вы представили? Какая там мебель и стены на ощупь? Если идти босыми ногами, то какая поверхность пола? Что вы ощущаете?

Какие звуки раздаются в этом доме? Вы слышите вдали лай собак? Или шум машин прямо под окнами? Скрип дверей и паркета? Шорох пыльных штор?

Как только вы начнете работать со своими ведущими каналами восприятия информации, у вас сразу же проявиться картинка дома. Вы его и увидеть сможете, но он будет для вас звучащим, с запахами, ощущениями материалов, где-то на кухне в том доме будет стоять блюдо со свежей клубникой, и вы словно ощутите ее вкус, или чашка с прокисшим кисло-горьким молоком…

Это упражнение, если с ним действительно работать, стоит делать достаточно медленно, потихоньку исследуя и узнавая свой дом, затем увязывая содержание символов в образе и реальных событийный чувств и смыслов человека.

А я приглашаю вас использовать метафору дома для понимания того, кто приходит в длительную работу по психотрансформации себя, отчего она занимает длительное время, месяцы и годы, что и как происходит в процессе этой работы.

Дом – это образ психики человека.

Можете поиграть, пофантазировать: представьте, на какие дома похожи ваши близкие люди, друзья, коллеги и начальники.

Обратите внимание, как они относятся к своим границам, и как относятся к чужим.

Иногда только этого достаточно для улучшения взаимопонимания и налаживания отношений.

Стоит помнить, что часто за милым, в стиле американских красивых фильмов фасадом может скрываться вполне себе мрачный особняк – мечта режиссеров триллеров.

Бывает и так, что с виду невзрачный домик, со злой табличкой на входе «будете проходить мимо, идите лесом и подальше!» скрывает внутри таинственные сокровища, редкие дары, глубину и красоту.

Впрочем, чаще всего люди предпочитают смотреть или только на внешнюю вывеску и фасад здания, или, еще чаще, на свои фантазии и иллюзии вместо знакомства, узнавания друг друга и комфортного сближения.

Итак, для кого нужна длительная психотерапия (глубинная трансформация)?

Думаю, что вы уже можете это понять и легко ответить сами. А я поделюсь несколькими типичным картинками.

 

У Златы не дом, а бронированная крепость на колесах. Внутри, в подвале сидит маленькая девочка, и много лет горько и отчаянно плачет. Она хочет быть хорошей, хочет чтобы ее любили, ей радовались, чтобы ее хвалили. Но домом-крепостью рулит Терминатор. Он проламывает скалы, прокладывает там рельсы и едет в своем броне-доме, из которого торчат жерла пушек, отпугивая все живое вокруг, обесценивая и обнуляя.

Границ других людей Терминатор особо не видит. И чем сильнее плачет Маленькая Девочка в броне-доме, тем резче и жестче ведет себя Терминатор.

Они так живут годы, десятилетия… а потом шаг за шагом у Терминатора заканчивается энергия, и он из последних сил приползает к психологу:

Почините меня… И жители броне-дома начинают отчаянно жаловаться психологу, часто очень далеко не сразу они говорят это вслух, но в глубине души они молча кричат и при этом хотят быть услышанными и получить помощь. Они отталкивают друг друга, продолжают бороться между собой. Они проецируют на психолога то образы Волшебной Доброй Феи, то Негативного Злого Тупого Монстра, злятся, огорчаются, надеются, боятся…

Терминатор хочет, чтобы его починили, провели апгрейд брони и научили прокладывать современные рельсы.

Маленькая Девочка хочет чтобы ее любили, и жаждет похвалы, одобрения и безопасности.

Но Терминатор считает – что вокруг Злая, Опасная среда, все люди «гады» и обидят его «ребенка».

Где-то внутри «почти в коме» лежит Веселый Ребенок, который любит бегать, прыгать, играть, смеяться, общаться, мечтать, хотеть, жить!

И которого много лет давил и обесценивал, дико контролировал Терминатор, считая опасным и хаотичным.

И он «победил», только … упс – энергии для жизни больше кажется что нет.

Мы ищем дальше, исследуем дом изнутри и находим Добрую Маму-Волшебницу, Любящую Женщину, Умелую Хозяюшку. Она тоскует, спрятавшись за какую-то железную оборонную хреновину.

Она мечтала о том, что у них будет Дом – уютные двухэтажный дом, с надежным подвалом, со вторым этажом из дерева, с прозрачными окнами на которые она повесит занавески. С небольшим участком, огороженным симпатичным забором и воротами, которые открываются для друзей и близких с веселой забавной мелодией.

У нее было много энергии, чтобы заботиться о доме, и о Девочке, и о других людях.

Но Терминатор решил, что вокруг «завоевание враждебного Марса», и в какой-то момент ей стало казаться, что они никогда не найдут то место, где можно создавать уют и отдавать любовь.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

В реальности уходят месяцы и месяцы работы на то, чтобы узнать где, что и как происходит во внутренним мире человека.

И вот мы находим Взрослую часть личности – умную, адекватную, реальную…. самоустранившуюся от собственной жизни.

Капитан, который бросил свой Корабль (хозяин, покинувший свой дом) и  Команду, и убежавший, скрывшейся в Психическом Убежище.

А дальше идет психотрансформация: исцеление каждого, усиление взрослой, адекватной части личности, восстановление дома (психики и личности).

Все это, конечно же, отражается в реальной жизни человека.

И да, бывает много сопротивления в процессе.

И нам нужно достаточно времени, чтобы пройти этот путь – капитального ремонта (исцеления) души, личности, жизни (линии судьбы).

У Мэрибель Дом-Хаос-Древний-Хайтек. Верхний этаж развален, часть крыши отсутствует. Она говорит, что любит глядеть на звезды. И это так, только большую часть времени, когда идет дождь, и снег ей приходится очень несладко.

Еще пара этажей завалена просто горами, грудами мусора. Здесь лежит все, что ей удалось натащить внутрь себя за ее жизнь.

Мэрибель мучают страхи.

Неудивительно, правда?

Мы спускаемся ниже… вернее, мы хотим это сделать, но там сломана лестница, и сначала приходится ее починить. И вот мы в подвале. Огромное пространство, часть завалена камнями, где-то плачет Маленький Ребенок, чуть дальше к стене прикован современной сталью Критик. Он не может охранять границы и следить за безопасностью дома, и поэтому в злости кричит и критикует все подряд.

Мэрибель его не слышит. Веселая Девочка с чумазым лицом и большим пузиком, в одежде Пиратки доламывает забор вокруг дома.

Любой прохожий использует пространство Мэрибель, чтобы слить свои отходы, выкинуть мусор…

Если вы видели такие полузаброшенные дома на разрушенных пустырях, вы поймете о чем я.

Но Маленькая Девочка внутри этого Ужасного Дома хочет чтобы ей дарили цветы, и фрукты, и подарки.

И, как бездомная дворняжка, она бежит к каждому прохожему, всегда в Розовых Очках, чтобы можно было верить, что то, что ей дают – это чудесные конфеты.

Нам предстоит очень длительный ремонт…

 

У Артура Дом-Призрак. Он не знает, кто он и какой он, чего хочет, и ради чего готов потрудиться, достаточно долго и терпеливо.

Артур хочет, чтобы кто-то другой создавал и действовал. И он живет на голом участке, создавая в воображении разные Дома. Жизнь кажется ему ужасно неуютным местом.

Потихоньку, шаг за шагом мы находим фундамент его Дома и там в подвале ребенка, но это ненадолго, тут же появляется много Тумана, и снова призрачные Дома маскируют реальность, в которой прячется травма и отвержение маленького мальчика.

 

Степан интересный человек. Его участок огорожен мрачным забором. Внутри огромое количество стройматериалов, и несколько кусочков Дома.

Степан растерян: кем ему быть? Какой Дом, какого себя создавать?

Мы долго исследуем катакомбы, которые находятся на его участке…

 

На мой взгляд, метафора капитального ремонта дома достаточно точно передает и необходимость в длительной психокоррекции, и то, сколько труда, внутренней работы, времени, сил нужно вложить, чтобы получился достойный результат.

Благополучный Дом, в котором все живут в мире и счастливы.