Когда ребенок слушает сказку, он сопереживает ее героям.
Когда мы смотрим сериал, мы вливаем в него эмоциональную энергию, мы сопереживаем героям.
Почему и зачем?
Чтобы найти ролевую модель, которая поможет решить наши актуальные трудности, насытить голодную потребность.
Если мы с героем не срезонируем, мы не идентифицируемся с ним, не будет сюжета, энергии и истории.
У взрослых людей в доступе сказочных историй – как товаров в большом мегамаркете.
Избыточное количество.
И вопрос для взрослого стоит так:
Как научиться распознавать и использовать классные и полезные для себя?
У детей в доступе только то, что им дали родители (то, что они получили в интернете, в детсаду и школе — суть все равно в одном, они выбирают из того, что им притащили в пещеру родители или что валялось около той пещеры).
Соответственно, как только какой-то персонаж «попал» в живое и актуальное, ребенок уходит в тот мир, куда открылась дверь и начинает раз за разом проживать свою боль через сказочного персонажа и его приключения, впитывая ролевую модель.
И затем переносит ее неосознанно на реальность.
И вот тут, собственно, и начинается проблема сказочной сверхсилы.
Персонажей можно разделить на три категории:
— сказочные «дураки»
— неоднозначные герои, достигшие счастливого финала
— обладатели сверсилы (суперкрасоты, магии, навыков и пр.)
Истории сказочных дураков учат тому, чтобы «быть собой» и иногда быть добрым.
Этого достаточно, чтобы получить царевну и полцарства в придачу.
Емелю же все помним, да?
Что в итоге?
В итоге разбитые реальные судьбы.
Потому что если лежать на печи и посылать родственников с их «выкинь мусор» (сходи в лес за дровами, а то печь топить нечем), а затем один раз дойти до соседней Пятерочки, то вряд ли на кассе окажется Василиса Прекрасная, которая тут же влюбится и возьмет в жены/ в мужья и можно будет и дальше на печи валяться.
Волхвы теперь тоже по домам не ходят, им домофоны мешают.
Но сюжет про «будь собой» в значении «лежи, хами, жалей себя и бездействуй» и потом придет Щука, волхвы или еще какой Гэндальф, и быть тебе богатырем и спасителем всея и всех очень-преочень популярен как ролевая модель.
Но тут хотя бы здравый смысл может тонко намекать, а что делать, если волхвы адресом ошибутся?
Не придут…
Что делать Ассоли, если капитана Грея по дороге какая-нибудь Пиратка проактивная сманит?
Сложнее с героями со сверхсилой.
Живет ребенок в ситуации треша для него. Эмоциональные потребности фрустрированы. Среда агрессивная. Не повезло «при раздаче».
Или другой вариант, было хорошо, потом родители развелись, мама заболела, папа умер, дедушка-спонсор на пенсию ушел, т.е. тот, на чьей энергии это хорошо строилось и держалось ломается, выпадает из системы и начинается период «плохо».
И тут ребенок читает сказку (смотрит мультик, фильм), погружается в игру, в котором герой обладает сверхсилой.
В схожих обстоятельствах или чем-то похожий на ребенка, или просто очень понравившийся герой обладает сверхмогуществом.
Что происходит дальше?
Ребенок буквально проваливается в фантазийный мир и начинает раз за разом кормить свои голодные потребности виртуальными фантиками.
Он разит своих врагов световым мечом, щелчком пальцев создает планеты мечты, он становится центром вселенной и его обожают все – подставьте тут лично свою фантазию-мечту.
И вот это реальная Ловушка.
Гиперпространственная и темпоральная. Магия вне категорий.
В чем подстава?
В том, что для реальности ролевую модель – что делает сказочный герой чтобы получить то, что он хочет – никак применить нельзя.
Вообще.
Героиня – дочь внезапно помершего миллиардера с генетическим выигрышем в лотерею красоты и здоровья может быть хороша для фантазии, но использовать ее методы для решения своих задач, если вы обычная девушка с обычными данными и доходами нереально.
Что в итоге?
Происходит рассогласование и увеличивающееся расщепление фантазийного мира и мира реального.
Человек уходит в тотальное избегание, он «спит наяву», убегая в себя, «в голову» при любой возможности, и поддерживая свое жизнеобеспечение на уровне терпимой выживаемости.
Он попал в мыльный пузырь мечты и льет туда всю свою энергию, тем временем его тело, его чувства, его навыки, его социальные связи, его любовные отношения – идут в стиле «как получится», самого человека в этом нет, он живет в фантазии.
Если ехать за рулем, закрыв глаза и включив музыку погромче, то вопрос встречи «со столбом» — это только вопрос времени.
Рано или поздно жизненное ДТП происходит, но наш герой не может с ним справиться в реальности, он в ужасе и бежит еще дальше в свои фантазии.
Тут еще на помощь приходят алкоголь, наркотики, игры и любые другие вещества и объекты, помогающие фантазии быть интерактивной и ложно-живой.
Т.е. проблема тут не только сама по себе (то, что является объективной проблемой локальной, то, что у него в жизни случилось по факту), а в том, что у него нет навыка, нет ролевой модели как успешно и счастливо жить здесь и человеком,
А жаждет и хочет он из фантазийного детского всемогущества того, что ему так понравилось «в сказке».
И это реально трудное место – как выманить себя из морока фантазий сюда, на Землю?
Каждый раз это индивидуальный процесс и уникальные ответы.
Если узнаете в описании себя – самое время начинать искать запасной трап и десантироваться в реальность, искать новые сказочные сюжеты, разбираться со своим прошлым и настоящим, чтобы можно было действительно в полную силу прожить свое собственное будущее.
***
Записаться на консультацию к онлайн-психологу Александре Павловской можно по телефону
8 913 063 92 73 (г. Новосибирск) либо написать на wmt1227@yandex.ru
для консультации по скайпу или в текстовом формате
***
По времени и стоимости консультаций можно уточнить ВОТ ТУТ