Психосексуальные стадии развития. Психоаналитический подход. Шпаргалочка

Оральная стадия психосексуального развития (от 0 до года)

 

Действия: получение и захватывание

Получить молоко, захватить еду

 

Конфликт: настойчивое желание ребенка получать vs возможности родителей отдавать и их собственные и другие потребности

 

Искажения, которые приводят к фиксации:

А. мало давали, фрустрации

Б. давали безгранично, что привело к девальвации ценности даваемого и не позволило научиться выдерживать легкое неудовлетворение

 

Основные психологические защиты:

Отрицание

Проекция

Интроекция (до слияния/ «поглощения» другого человека)

 

Задачи развития (ощущение Я и границы):

Научиться выдерживать разумные ограничения (переносить фрустрацию) естественным образом

Научиться усваивать (переваривать) полученное в разумных (полезных для организма) количествах

Заложить базу заботы о теле (контуры тела, ощущения в теле, тепло /холод, безопасность, еда, любовь, удовольствие от пауз – когда малыш проснулся и играет сам с собой)

Телесное « Я есть, Я живу», ощущение границ себя и устойчивого Я (базы) за счет контактов тактильных, чередования еды/фрустрации, возможность быть отдельным (на физическом уровне) при этом в безопасности и любимым

 

Типы характера фиксации на оральной стадии:

— шизоидный

— параноидный

— биполярный (депрессивный; маниакально-депрессивный) – собственно оральный характер

— избегающий

— симбиотический

Зависимый тип = избегающий + симбиотический вектор

 

Экзистенциальный вопрос оральной стадии развития:

Выживу или умру? Жить или умереть?

 

Дефицитарные чувства и эмоции:

Радость, любовь, уверенность, удовольствие

 

Локализация Я:

ВНЕ тела (в фантазии, в другом человеке, нет Я и пр.)

 

Основной тип привязанности:

Избегающий ненадежный

 

Анальная стадия психосексуального развития (от года до 3х лет)

 

Действия: исторжение и удержание (контролируемые)

 

Конфликт: контроль за действием у ребенка vs контроль за действием у родителей (борьба за власть)

 

Искажения, которые приводят к фиксации:

А. жесткий контроль, наказания, требования

Б. поощрение инфантильного поведения («до 3-5 лет в памперсах ходит»)

 

Основные психологические защиты:

Интеллектуализация

Реактивное образование

Изоляция

Уничтожение сделанного

 

Задачи развития:

Научиться делиться собственностью и сотрудничать

Сформировать оптимальное отношение с виной, стыдом и сочувствием

 

Типы характера фиксации на анальной стадии:

— обсессивно-компульсивный

— пассивно-агрессивный (социальный/моральный мазохист)

— социопатический (садистический)

— нарциссический

 

Экзистенциальный вопрос анальной стадии развития:

Власть или подчинение? Кто решает?

 

Дефицитарные чувства и эмоции:

Печаль, смирение, довольство, спокойствие, растерянность, удивление

 

Локализация Я:

По контуру напряженного тела (мышечного каркаса)

 

Основной тип привязанности:

Амбивалентны ненадежный

 

Фаллическая стадия (с 3х до 6 лет)

 

Действия: соблазнение и сексуальное возбуждение, удовлетворение

 

Конфликт: соблазнить родителя противоположного пола vs конкуренция с родителем своего пола

 

Искажения, которые приводят к фиксации:

А. запрет сексуальности, подавление полоролевого поведения

Б. поощрение сексуальности, выбор ребенка на роль психологического партнера

 

Основные психологические защиты:

Подавление (репрессия)

Сексуализация

Регрессия

Отреагирование вовне

 

Задачи развития:

Научиться быть мальчиком / девочкой И человеком

Научиться переносить отказ в сексуальном контакте при наличии любви и уважения

Почувствовать достоинство себя как человека, и как мальчика/девочки

Научиться проигрывать конкуренцию и сохранять самоценность

Научиться предъявлять свои реальные чувства, мысли и желания

 

Типы характера фиксации на фаллической стадии:

— демонстративный (истерический) тип личности

 

Экзистенциальный вопрос фаллической стадии развития:

Я человек или женщина/мужчина? Я имею самоценность или только сексуальную привлекательность?

 

Дефицитарные чувства и эмоции:

Уважение, здоровая злость, агрессия, спокойствие

В целом – подлинные чувства и эмоции, не театрализованные

 

Локализация Я:

Гентиалии, вторичные половые признаки (грудь и пр.) и/или в фантазиях о я-это другой персонаж

 

Основной тип привязанности:

Хаотичный ненадежный

 

Латентная стадия и Генитальная стадия*