О Собственном Я и удовольствии

Когда у младенца начинает формироваться психическое (психика), то основой для его первообразов становится разница потенциалов между удовольствием, которое он переживает и дискомфортом (напряжением) в моменты фрустрации его потребностей.

Сильное страдание остается на физиологическом уровне. В дальнейшем такой человек – довербальный травматик – будет привычно реагировать на сильную фрустрацию и боль через соматические реакции.

По мере роста и развития младенца, накопленные в его памяти образы начинают структурироваться в первообъекты и отношения между ними.

В какой-то момент происходит трансформация накопленных впечатлений и возникает переживание Собственного Я. В дальнейшем вся работа психики будет строиться вокруг сохранения этого Собственного Я.

Итак,

  1. сильные страдания остаются как соматические реакции
  2. принцип удовольствия определяет изначальное структурирование впечатлений
  3. как только Собственное Я возникло, оно становится Ключевой Ценностью для психического

Шизоидное решение:

Собственное Я устойчиво только в защищенном месте, вне контактов с агрессивным и эмоциональным внешним миром.

Удовольствие достигается за счет фантазий (и смены состояния).

Как если бы вы сделали набросок акварелью на воде – и отчаянно пытались его сохранить, избегая любых колебаний волн, ветра, малейших движений.

Начинают работать фильтры, которые перенаправляют получаемую информацию.

Интроекция, проекция и отрицание.

Интроекция – ребенок получает некие первообразы внешнего объекта, ключевой фигуры – матери.

Проекция – свои слишком яркие переживания пока приписываются внешнему объекту.

Отрицание – часть информации НЕ входит в психическое пространство, исчезает сразу же, как только появляется.

Жизненные задачи младенца:

  1. Сохранить Собственное Я
  2. Получать удовольствие

Шизоидное решение:

Отказ от контакта с внешним миром, чтобы сохранить неустойчивое Собственное Я. Достижение удовольствия через галлюцинирование (грезы, фантазии и смену состояний).

Маниакальное решение:

Отрицаются негативные аспекты. Сохраняется Собственное Я и Хороший Объект (Мир).

Таким образом достигается и сохранность Я и удовольствие до момента, пока витальная энергия не будет исчерпана.

Параноидное (социопатическое) решение:

Негатив проецируется на внешний объект. Удовольствие проживается, но отрицается. Сохраняется Собственное Я, с акцентом на всемогущество.

Я – тот кто противостоит Плохому Объекту.

Признать, что другой – не плохой (а хороший или разный) на этом уровне невозможно, так как означает разрушение Собственного Я, так как тогда нужно будет куда-то «разместить» свои негативные чувства, а некуда и разрушить первообраз Я – как положительное что-то.

Депрессивное решение:

Негативные аспекты интроецируются в образ Собственного Я, с целью сохранить в психическом Образ Хорошего Объекта, который в реальности стал недоступен.

Собственное Я сохраняется. Удовольствие оценивается как недостижимое, и для его получения увеличивается негативное содержание в Я, чтобы как можно дольше сохранить внешний хороший объект.

Итак,

  1. Сохранить Собственное Я
  2. Получить удовольствие (снизить напряжение от фрустраций, удовлетворить потребности)

У нас есть два объекта: Я и Другой.

И есть две операции: отрицание и приписывание качеств какому-то объекту ( проекция – свои качества другому, интроекция – другие качества себе)

Есть реакция ДО психического уровня – через соматизацию (физиологическое отреагирование, без минимальной символизации).

Соответственно, в зависимости от конкретики индивидуальной жизни и реализуется один из возможных вариантов.

В благополучном случае, когда есть достаточно хороший материнский объект, ребенок здоров, развивается и все ок, у него создается устойчивое Собственное Я, формируется базовая адекватная картина первообразов.

За счет выносимой для малыша фрустрации, чередующийся с удовольствием, он убеждается, что его Я – достаточно устойчиво, и научается выносить фазы отсутствия удовлетворения потребностей, сохраняя в психике образ Хорошей Мамы, которая затем подкрепляет ее действиями.

Важный элемент устойчивой привязанности – это формирование психических первообразов. Достигается это за счет того, что мать проговаривает малышу то, что она делает и то, что с ним происходит.

Из написанного легко видим практические выводы, как для воспитания и развития детей, так и для психокоррекции жизненных затруднений у взрослого человека.

Более подробно почитать:

  1. Вейкко Техкэ Психика и ее лечение (первые две главы)
  2. Гарри Гантрип Шизоидные явления. Объектные отношения и самость
  3. Эльячефф Затаенная боль
  4. Бриш Терапия нарушения привязанности от теории к практике (теоретическая часть и исследования о влиянии разговоров матери в ранние периоды жизни младенца, и соотношение удовлетворения и фрустрации)
  5. Общая психология, возрастная психология – о сензитивных периодах развития, этапы формирования мозга и нервной системы, «константность объекта» в восприятии, работа памяти и мышления.