Заметки о симбиотическом типе личности

Представьте себе два соседних участка земли. Дачи.

И вот хозяин одного из этих участков постоянно возделывает землю у соседа. Он помогает ему поливать, и полоть. Отдает самые ценные семена. Вкладывается и действует на его территории.

Если у него что-то получается очень хорошо, то он останавливает этот процесс на своем участке и стремится развивать соседний.

Он ожидает в глубине души, что в ответ его сосед тоже начнет заботиться о нем, и что он, сосед, даст разрешение заниматься каждому своим участком, уверенность в том, что от этого его не бросят, не отвергнут, не покинут и не накажут как-то еще.

 

А теперь от метафорических сельхозработ давайте перейдем к развитию дитя человека.

В возрасте от года до двух лет у ребенка появляется первая возможность проявить свою самостоятельность: отделиться от мамы, начать ходить отдельно от нее, начать чувствовать себя отдельным человечком эмоционально.

И при этом безусловно важны две вещи:

— разрешение мамы на сепарацию,

— наличие мамы эмоционально любящей в зоне доступа каждый раз, когда ребенку будет нужно к ней вернуться за утешением, поддержкой и ресурсами.

 

Фактически мама и ребенок устанавливают следующую системную вещь:

— ты можешь быть ОТДЕЛЬНЫМ человеком и при этом я люблю тебя, и ты любишь меня. Мы свободны быть отдельными, отдаляться и приближаться.

 

К сожалению, у части детей мамы не позволяют им повзрослеть. Сознательно и подсознательно удерживая ребенка в состоянии эмоционально – неотделимой части себя.

Если вернуться к метафоре участков, то как если бы человек создал соседний участок земли, поселил там другого человека только для того, чтобы он обслуживал интересы своего «родителя».

 

Человек с симбиотическим типом личности в глубине души, на эмоциональном уровне ребенка 1-2х лет, верит в том, что:

Если я не дам ему (ей) это – свои ресурсы, то меня бросят. Если меня бросят, это непереносимо. Я буду сильно страдать и в ужасе умру, покинутый.

И ребенок готов на ВСЕ, чтобы остаться принятым своей мамой. Даже на отказ от собственного развития,  для которого необходимым является отделение (сепарация) от мамы и развитие себя (процесс индивидуации).

 

Что происходит дальше?

Дальше человек растет внешне, внутренне оставаясь маленьким ребенком нуждающимся в симбиозе с мамой.

Одновременно с этим есть встречный импульс – стремление быть отдельным и ярость, злость на затянувшееся слияние.

Но признать свою ярость и использовать энергию агрессии на внутреннее отделение от «мамы» человек сразу не догадывается, он начинает подавлять ее.

Подавленная агрессия приводит к том, что он начинается бояться других людей, бояться реального мира, и еще больше уходить в детское состояние, еще сильнее нуждаться в симбиозе с мамой, чтобы получить поддержку и отделиться, а затем расти дальше.

Итак, первая проблема человека с симбиотическим типом личности в том, что он принял решение:

Я остаюсь маленьким и зависимым, чтобы мама любила меня. Я ненавижу ее и злюсь на нее за то, что она запретила мне отделяться и расти, но

Я остаюсь маленьким и зависимым, чтобы мама любила меня.

 

Вторая проблема людей с симбиотическим типом личности заключается в том, что имея слияние ведущей психической защитой, они очень быстро впитывают эмоциональное состояние родителей, а затем других людей, и дальше буквально «тонут» в нем, и сильно страдают, но не могут что-либо с ним сделать, так как не они являются авторами этого состояния.

А их собственное эмоциональное развитие приостанавливается.

Третья проблема – внутренний запрет на то, чтобы радоваться жизни, быть сильным, свободным и успешным. ОТДЕЛЬНЫМ.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru