Как вы относитесь к другим людям?
Боитесь их и избегаете контакта? Постоянно злитесь на них? Может быть, презираете? Или радуете других людей?
Давайте посмотрим, какие вариации команды «радуй других» существуют и как это проявляется.
Мы сосредоточимся только на одном аспекте – как родители научили ребенка относиться к другим людям. Как человек ведет себя по отношению к другим «на автомате»?
Начнем с современного тренда.
— Игнорируй всех, кроме себя!
Полчаса в любом общественном месте – и вы счастливый наблюдатель нескольких вариантов реализации этой программы.
Мамочка и двое деток заходят в кофейню-кулинарию. Милая картинка, радующая самые суровые сердца: все ухоженные, симпатичные, красиво одеты … и… И!
Девочка подбегает к витрине, разглядывает пироженки – хочу это, хочу то – отпихивает юношу в небольшой очереди – ей нужно разглядеть что-то еще…
Мамочка видит девочку и ждет, когда та что-то выберет для себя. Люди в очереди, как и продавец в ее мире не существуют.
Тем временем мальчик начинает бегать по залу. Задевает чьи-то вещи, роняет что-то на пол, и продолжает свои активные игры.
Королева-мать продолжает спокойно созерцать удостоившуюся их визита кофейню и ждать, что выберут наследники.
Тем временем девочка забирается на приступочку для сумок и витрины, подносы с пироженками готовятся прыгнуть на пол, обретают сознание и телепатируют баристе «спаси нас».
Юные, но опытные создания — продавцы, молча и вежливо ждут, когда катастрофа «Мать и детки на отдыхе» покинет их вотчину.
Сказать что-то — значит нарваться на скандал. Материнский инстинкт превратит гостью в мать-медведицу, у которой злые охотники хотят обидеть медвежат, и все терпят и ждут, быстренько отодвигая сумки, ноги, светлую одежду и пироженки от детей и их активного исследовательского интереса.
Потом кто-нибудь из них напишет жалобно-возмущенный спич в интернетиках на тему «яжематерей»…
Что происходит?
Мамочка из нашей истории передает детям команду «игнорируй других людей и их интересы, думай только о себе!»
Желает ли она своим детям зла и проблем с социализацией и успехом в будущем? Конечно же нет!
Она желаем им блага, всего самого наилучшего!
Они же для нее Принц и Принцесса, юные Божата, дети «Богини».
Что будет дальше? Готовы дать прогноз?
Если учесть, что люди – создания социальные, успех, счастье и благополучие достаточно сильно завязаны на способность начинать отношения, поддерживать их, быть в них и завершать их, то есть высокий риск того, что опция «игнорируй других, думай только о себе» передаваемая детям из благих побуждений обойдется им в будущем очень дорогой ценой.
— Будь вежливым, терпи и молчи!
А что же наша очередь из примера? Отчего люди в ней позволяли детям вести себя разрушительным образом?
Почему вместо того, чтобы предложить немедленно убрать ребенка с витрины было молчание?
Зачем юноша в очереди подвинулся, уступая свое место активному ребенку?
Где замечание и выражение недовольства, когда сумку уронили? Где забота о себе и своих границах?
Внутри.
У людей, которых приучили быть вежливыми, молчать и терпеть есть всего два режима взаимодействия с другими:
— они долго терпят и молчат,
— иногда они срываются, когда ситуация уже невыносима.
Срыв обычно случается совершенно не по адресу, и часто вызывает активный протест у тех, кому «повезло» оказаться в роли «последней капли».
Дальше этих людей начинает угрызать совесть – типа, а за что же ты так с этим человеком?
И возразить ей, совести угрызающей, нечего.
Ведь «этому человеку» достался весь накопленный негатив от десятка-другого предыдущих.
И тогда снова включается режим «терпи, молчи, будь вежливым» и снова до очередного срыва.
Срыв может заменяться на психосоматику.
Люди в нашем примере раздражены и недовольны, но им нельзя выразить это вслух. Им мешает команда «будь вежливым, терпи и молчи».
— Радуй других!
Если бы среди пострадавших людей в примере оказался человек с драйвером «радуй других», то он мог бы не только молча уступать место и терпеть, а начать активно помогать детям.
Подсадить на недоступную высоту, предложить еще какое-то пироженко, начать общаться, спрашивать и уговаривать.
Его команда «радуй других» настоятельно требует осчастливить всех и каждого.
А это та еще задачка. Ведь у участников разные интересы – дети, их мама, другие люди –покупатели, ребята-продавцы…
Обрадовать каждого даже Дед Морозу удается не всегда и только раз в году.
А теперь представьте сколько энергии уходит у человека, который живет с «радуй других» 24/7!
— Будь удобным!
Еще одна вариация программы на общение с другими. Такой человек в очереди был, но он увернулся от бегающего мальчика, чтобы не мешать ему, подсадил девочку и отошел в сторонку, чтобы быть удобный ей.
Пропустил тетушку вперед себя, она явно устала ждать, когда обслужат двух человек впереди, и он хотел быть удобным для нее.
Сбегал в соседний магазин, разменял деньги для сдачи, чтобы быть удобным …
Тем временем, в нашей чудесной кулинарии – кофейне в стороне от зоны активных действий стояла барышня с трагическим выражением лица, почти навернувшимися слезами на глазах и … постояла минут десять и ушла…
Ее команда – обижайся на других и требуй внимания, заботы и восхищения!
Поскольку никто не метнулся ее уговаривать и спрашивать, чего она пожелает, она очень сильно обиделась!! Очень-очень!
И даже целую неделю не ходила в эту кофейню!
И завершая список наиболее частых вариаций команды про отношение к другим людям, посмотрим еще на три версии:
— Командуй людьми!
Такой человек, как миротворческие войска, заходит и устанавливает свой порядок.
В его мире его должны слушаться все.
Потому что он знает как правильно и как должно быть, и распоряжается другими людьми.
— Доставай и провоцируй! Критикуй и обесценивай!
Этот клон старухи Шапокляк сумеет найти колкие слова и для мамочки и ее деток, и для продавцов, у которых пироженки не по госту лежат, а если по госту, то не по сэсу, а если там ок, значит не по феншую, и вообще, несвежие, невкусные и дорогие, а ходит он сюда каждый день уже который год, так это потому что везде еще хуже. Хотя и тут ужасно.
— Устрой им шоу и скандал! Привлекай внимание к себе!
Наличие хищной девочки и активного мальчика для такого человека – это подарок богов! О, как же можно развернуться! Какую драму организовать!
Несколько громких слов мамаше, пара фраз Командиру и скандал готов!
Ps
Кофейня, мамочка и ее дети, другие участники очереди – персонажи вымышленные полностью!
Созданы исключительно для иллюстрации работы драйвера «радуй других» в разных версиях.
Pps
— Меня учили быть вежливым, а я, наоборот, всем говорю что думаю!!! Как быть с этим?
— Есть два варианта, которые «бездумно» перенимают дети от своего значимого окружения:
- делай как показали
- делай наоборот
Разница только в знаке, плюс или минус, прямо или наоборот.
А вот уже будучи взрослым человеком можно осознать, обдумать – каким образом лично вы полагаете нужным обращаться с другими людьми?
И тогда появляется свобода – где-то и правда лучше промолчать, где-то нужно потребовать, где-то проигнорировать, а где-то и скандальчик может быть в тему.
Главное, чтобы это все шло не «на автомате» и вопреки осознанной воле самого человека, а в соответствии с его осознанным выбором.
***
Записаться на консультацию к психологу, автору текста можно по телефону
8 913 063 92 73 (Новосибирск, ул.Фрунзе, 5-515) либо написать на wmt1227@yandex.ru для консультации по скайпу или в текстовом формате
***
По времени и стоимости консультаций можно уточнить ВОТ ТУТ