Принимать и признавать реальность. Осознавать, признавать и выражаться свои чувства и эмоции.
Главное — не перепутать.
А часто что происходит? Человек делает наоборот: подавляет свои чувства, так-то понятно, кому хочется испытывать тревогу, грусть, злость и прочие невкусности.
Подавляет, но чувства внутри остаются, в теле напряжение. Мы таким способом как бэ предлагаем телу справиться только за счет себя с тем, что вызывано событиями на социальном и смысловом (экзистенциальном) уровне.
А оно не может. Потому что то, что может тело само по себе, это отреагировать из древнего: бей, замри, беги.
И у каждого своя реакция. И она мгновенна и заточена под конкретную угрозу.
Еще раз. Сначала мы подавляем и вытесняем свои чувства на уровень тела, а затем напрягаемся, чтобы не дать телу реагировать так, как оно может по своей природе:
— бежать, бежать, бежать
— забиться в угол, замереть, не дышать и не двигаться
— активно «бить» всех врагов, т.е. тех, кто под руку попал
Решение тут — проживать свои чувства на уровне чувств и смыслов, т.е. чувствовать, осознавать и думать. Телу будет легче. )
Стадии проживания утраты знакомы многим:
— шок и отрицание (нет, не может быть, это не происходит)
— торг с реальностью ( а если бы мы тогда в прошлом сделали иначе, сейчас было бы лучше)
— гнев
— горевание
— смирение и принятие
Напряжение возникает тогда, когда мы даже не торгуемся, а бьемся с реальностью, чтобы она изменилась и чтобы стало как было или очень хорошо.
Причем, речь не про конкретные конструктивные действия, а про внутреннее требование, усилие, которое направленно «в воздух» и не имеет разрядки.
Мы как бэ пытаемся мысленно заставить измениться события, поведение людей вокруг.
В итоге получаем двойное напряжение, которое рано или поздно так или иначе «рванет».
У кого-то в бездумные импульсивные действия, у кого-то в болезнь, у кого-то в агрессию, еще у кого — в истерику.
Стравливать напряжение в юмор и картинки «про котиков» немного помогает, но сути дела не меняет.
Итак, чувствовать свои чувства, осознавать их и признавать реальность. Мы уже тут.
Нассим Талеб, эксперт по управлению рисками, описал такое событие как Черный Лебедь.
Черный Лебедь — это событие, которое нельзя было предсказать и к которому человек оказался не готов, и он не мог быть к нему готов.
Дальше люди делают две ошибочные вещи:
они или напрягаются, чтобы остаться прежними,
или рассыпаются, так как слишком хрупкие,
но оптимальный способ встречи и проживания Черного Лебедя — это трансформация.
И вот, чтобы измениться и нужно быть живым, достаточно гибким и реагирующим на то, что происходит, осмысленно и открыто.
А это возможно тогда, когда нет застревания в напряжении.
Черный Лебедь — может быть маленьким, т.е. прилетело нечто в жизнь конкретного человека, а может быть и огромным.
А еще мне нравится думать, что Лебеди бывают не только Черные. )
Когда в жизни происходят значимые события, человек может соприкоснуться с ощущением таинственного божественного присутствия, получить нуминозный опыт.
А может и нет.
И вот если нет, то что бы не происходило, оно проживается на социальном уровне, на физическом и на прагматично-психологическом (ценности и смыслы как бы не высвечиваются, остаются скрытыми, не проявленными) уровнях.
И очень часто реальной причиной того, что человек вытесняет свой чувственный опыт, удерживает себя в длительном двойном напряжении, усиленно борется с Черным Лебедем в своей жизни, хотя внешние изменения уже произошли, его жизнь уже течет в другом русле — это страх соприкосновения с его личным нуминозным опытом.
Мы кричим как можно громче, чтобы не слышать шепот божественного присутствия.
И да, речь не про ритуализированную воцерквленность в любую из конфессий, и не про использование мистического с целью решения бытовых проблем .
Жить в этой реальности и игнорировать экзистенциальный уровень получается только временно, от одного Черного Лебедя до другого его собрата.